В удивительный солнечный день вы мчитесь по загородной трассе. Настроение превосходное, дорога после городских пробок кажется пустынной, слегка шумят шины, играет легкая музыка, душа поет. Но неожиданно этот прекрасный полет останавливает взмах полосатой палочки инспектора ГИБДД… Постановление, квитанция, штраф.

Или даже не так. …В удивительный солнечный день вы заглядываете в свой почтовый ящик в надежде обнаружить там долгожданные платежки за квартиру, налоговые уведомления и другую интересную рекламу. И среди вороха бумаг находите аккуратный конверт заказного письма. Открываете и видите, что это «письмо счастья» из дорожной инспекции о совершенном вами правонарушении. Пока вы с интересом разглядываете фото собственного автомобиля, в голове крутятся вопросы: где, когда, почему? А результат аналогичный: постановление, квитанция, штраф.

Раньше все-таки проще было избегать дорожных штрафов – то встречные фарами помигают, то мелькнет вдалеке боевая раскраска автомобиля ДПС, то впереди идущая машина притормозит. Сейчас все иначе.

Мобильные и стационарные комплексы видеофиксации являются выносными глазами инспекторов ГИБДД. И работать они могут как в автоматическом режиме, бесстрастно фиксируя нарушения и отправляя квитанции по почте, так и в ручном, позволяя поймать вас врасплох там, где вы этого не ожидали.

Представьте опять загородную трассу: прямая лента шоссе уходит за горизонт. Покрытие свежее, без ям и трещин. Педаль газа как бы сама проваливается вниз, а скорость даже не ощущается. И вот встречные начинают моргать фарами, попутные притормаживают, и вы наблюдаете впереди машину ДПС. Мысленно благодаря встречных, вы снижаете скорость до разрешенной и катитесь вперед, усмехаясь недальновидности инспекторов, не позаботившихся о более надежной маскировке их транспорта. К великому удивлению, вас останавливают и предъявляют нарушение скоростного режима. Конечно, вы возмущаетесь, у вас три пассажира, включая собаку, которые готовы засвидетельствовать полное соблюдение ПДД, начиная с выезда из гаража. В ответ на это инспектор приглашает вас в свою машину и показывает «кино», где ваш авто в главной роли превышает допустимую скорость за километр до мобильного «кинозала». Итог – постановление, протокол или как договоритесь.

Мобильные комплексы представляют собой автономные устройства с радаром и видеокамерой, в виде ящика на треноге, передающие полученные данные посредством радиоканала. Ответное оборудование, на экране которого отображается информация, находится в патрульном автомобиле, расстояние до которого может превышать 1.5 км. Инспектор видит нарушение и готов в любой момент прокрутить повтор на своем ноутбуке.

Конечно, у вас наверняка есть радар-детектор, который предупредит вас заранее. Может быть. А может и нет. Дело в том, что современные радары имеют достаточно узкую диаграмму направленности, т.е. основной луч, контролирующий скорость. Пролетите вы такой луч, пискнет ваш помощник – а уже поздно.

А еще инспектора тоже изобретательные стали. В лоб такие комплексы фиксации если и ставят, то маскируют их хорошо: внутри разделительного ограждения, за дорожным знаком, ограничительным столбиком. Один раз мне попался даже накрытый армейской маскировочной сеткой. То есть, особо их и не разглядишь.

Сейчас еще дальше пошли: на трассе Москва – Воронеж, например, такие радары стоят за сминаемым дорожным ограждением на разделительной полосе и направлены вслед удаляющемуся автомобилю. Тут уж вообще без вариантов – ни антирадар, ни глаза помочь не смогут. А через несколько сот метров – патрульный автомобиль с экипажем и очередью машин и людей за протоколами…

Стационарных комплексов все больше появляется на улицах городов и проселочных дорог. Узнать о том, что «попали», вы сможете через недельку, получив заказное письмо с описанием нарушения, фото, постановлением и квитанцией. Такие комплексы чаще всего устанавливаются над дорогой на специальных кронштейнах, под мостами, переходами, на столбах. Причем фиксируют они не только нарушение скоростного режима, но и выезды на встречную дорогу, полосу для общественного транспорта, тротуары, проезд на «красный». Некоторые из камер являются муляжами, некоторые – выключены, но узнать об этом можно, только практически проверив свои предположения.

Отвлекаясь от темы статьи, хочу рассказать о методах контроля скорости в Испании, где довелось поездить на прокатной машинке. Скорость в населенных пунктах там ограничена 50 км/ч. На подъезде к очередному поселку загорается яркое световое табло с мигающей цифрой 50 – значит, мы уже превышаем. Въехав в сам городок, мы видим небольшой светофор, который при нашем приближении зажигает «красный». Причем встречные – едут, ни перехода, ни перекрестка здесь нет, тупо – светофор, и мы пару минут стоим. Только потом до меня дошло, что так «учат» нарушителей.

Почти так же получается и у нас, только вместо светофора – машина ДПС, где придется сначала потратить время в очереди за постановлением, а потом – деньги и опять время на оплату штрафа. Кстати, неоплаченный в течение месяца штраф, неважно, каким образом полученный, может служить основанием для ареста на 15 суток. А о том, что он не оплачен, инспектора предупредит система «Поток», считывающая номера автомобилей с наружных камер и автоматически сверяющая их с общей базой.

Вывод один – не хотите платить, придется соблюдать правила, вариантов других нет. А в России можно даже немного нарушать, к примеру, скоростной режим. Ведь превышение до 10 км/ч штрафом не облагается. Некоторые инспектора не обращают внимание и на большее нарушение – до 20 км/ч, не желая связываться с «мелочью» в 100 руб. Но проверять это на себе все же не стоит.

Вот таким образом современные технические средства все чаще «вмешиваются» в отношения людей и закона. Им наплевать на «крутость» машин и номеров, цвет корочек удостоверений пассажиров и водителей, количество денежных знаков в бумажнике. Хотелось бы, чтобы это повлияло не только на порядок и организованность движения в частности, но и общую безопасность на дорогах в целом.


Источник: ШколаЖизни.ру