Цену ОСАГО в Тольятти и Самаре вскоре могут «отпустить», а сама «автогражданка» из обязательного страхового вида превратится в добровольный вменённый. К этому стремятся Минфин, Российский союза автостраховщиков (РСА) и Центробанк.

Напомним, 18 ноября президент РСА Игорь Юргенс подтвердил информацию о том, что председатель Банка России Эльвира Набиуллина поручила страховщикам разработать «дорожную карту» либерализации тарифов «автогражданки». О намерении «освободить тариф» ранее заявлял зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Несколько дней спустя представитель Министерства финансов РФ Вера Балакирева также выступила в поддержку инициативы ЦБ. На днях стало известно о том, что и ФАС «10 лет добивается, чтобы был убран фиксированный тариф ОСАГО».

В настоящее время почти ни у кого уже нет сомнений по поводу будущего тарифов ОСАГО в Тольятти. Вопрос лишь в сроках и формах планируемой либерализации цен договоров обязательного автострахования. Представители ЦБ считают, что процесс этот должен быть плавным. Если цены «отпустить» прямо сейчас, они поднимутся до «космических значений». Эксперты полагают, что при «мгновенной» либерализации цен стоимость ОСАГО и каско на «Гранту» в Тольятти сравняются. Тоже самое произойдёт и с тарифами автострахования для другим марок авто.

В таком случае миллионы автомобилистов могут отказаться от эксплуатации транспортных средств. «Шоковой терапии» начала 1990-х необходимо избежать. Минфин предлагает вариант постепенного расширения «тарифного коридора» ОСАГО как способ либерализации тарифов по виду. В настоящее время «тарифный коридор» «автогражданки» равен 20%, однако все страховщики в регионах используют его верхнюю границу. Ценовая конкуренция присутствует только в Москве. До последнего (апрельского) повышения цен по виду не было и этого.

Эксперты также напоминают о том, что до либерализации тарифов ОСАГО необходимо решить ряд проблем, существующих в сфере обязательного автострахования. Во-первых, снизить уровень страхового мошенничества. Объём чёрного рынка ОСАГО в России превысил в 2015 году пять миллиардов рублей. Во-вторых, повысить качество страховых услуг. Сейчас 80% жалоб, поступающих в ЦБ, касаются страхового сегмента «автогражданки». Страховщики продолжают навязывать дополнительные услуги к полисам ОСАГО, а также искусственно завышают стоимость страховых договоров. 

Для решения этих проблем необходимы активные действия правительства, законодателей и прочих заинтересованных сторон. Скорее всего, система обязательного автострахования в Тольятти в ближайшее время получит повышающие коэффициенты для потерпевших! в ДТП и водителей, часто нарушающих правила дорожного движения. Аналитики также настаивают на популяризации электронного автострахования, так как его распространение способно существенно снизить стоимость договоров ОСАГО.

Страховщикам и контролирующим ведомствам необходимо будет решить и более глобальные проблемы. В первую очередь улучшить качество дорог в стране. По причине плохого состояния дорожного полотна показатели аварийности в России существенно выше, чем в развитых странах. Именно поэтому, к примеру, каско на «Гранту», при прочих равных, в Европе и США обойдётся в 2-3 дешевле, чем в Тольятти. Аналогичная судьбы может ожидать и «автогражданку». Дороги и неразумные граждане заведут рыночные цены ОСАГО в «стратосферу».