Наибольшее количество «сбежавших» — на счету концерна General Motors: сразу 8 моделей Opel (марка окончательно покинула Россию) и столько же машин Chevrolet. Марки Chevrolet и Opel стали жертвой новой стратегии концерна GM на российском рынке. Ее суть — забыть о России, как о страшном сне. Главная бюджетная потеря самого начала года - седан Chevrolet Cobalt, уходящий вместе с остальными собратьями по концерну. Когда в 2013 году Cobalt вышел на российский рынок, за него просили всего от 444 тыс. рублей, благодаря чему он должен был стать достойной заменой сверхпопулярному Chevrolet Lacetti. Теперь у нас ни Lacetti, ни «Кобальта» ... У GM кроме отечественной Chevy Niva на рынке остались только внедорожники Chevrolet Tahoe и, возможно, будут возобновлены продажи спорткаров Corvette и Camaro.

Еще в декабре 2014 года были остановлены поставки автомобилей SsangYong и машинокомплектов для их сборки. С тех пор дилеры распродавали складские запасы, и к началу 2016 года в шоу-румах остались лишь кроссоверы Actyon, хотя и они вот-вот закончатся. Нет больше у этой корейской марки большого минивэна Stavic и моделей Rexton и Kyron. В аналогичной ситуации оказалась и китайская фирма Great Wall: сборка и импорт автомобилей остановлены больше года назад, запасы машин уже почти исчерпаны, а автосалоны понемногу начали переключаться на сотрудничество с другими марками.

Компания Suzuki тоже первым делом пустила под нож самых маленьких: Suzuki Swift и Splash. Надо отметить, что миниатюрный Splash входил на нашем рынке в Топ-10 самых продаваемых моделей А-класса, но тут надо понимать, что этот сегмент в нашей стране чувствует себя особенно трудно. За 2014 год Splash разошелся тиражом всего в 229 экземпляров. Swift пришлось немногим лучше: 294 проданных машин. В начале 2015-го дела шли не лучше. Надежд на российского покупателя у Suzuki осталось мало: теперь в модельном ряду — только кроссоверы. А вместо Suzuki SX4 Classic у нас появилась Suzuki Vitara. И уже без приставки Grand.

Минивены в нашей стране всегда страдали от недостатка спроса (в отличие от Европы), а в кризис он упал до такого низкого уровня, что автопроизводители начали в корне пересматривать свою стратегию. Mazda 5 еще год назад всем нам показала свои выхлопные трубы. Впрочем, и Renault Scenic не пережил падения продаж: в 2014 году компания реализовала всего 324 штуки, в то время как, например, Peugeot 3008 продавался в четыре (!) раза лучше. Последний с нами остается, а Scenic навсегда покинул рынок. Понятно, что и минивенчики Opel Meriva, Zafira, а также Chevrolet Orlando мы больше не увидим в автосалонах.

А вот Ford S-Max еще недавно производили в России на заводе Ford Sollers в Татарстане, но к настоящему моменту выпуск модели первого поколения завершен.  Помимо этого, Ford убрал с рынка модель Galaxy, пикап Ranger и кроссовер Edge. Ford Edge пришел к нам сравнительно недавно — в прошлом году стартовало производство модели в Елабуге. Но Edge разошелся тиражом лишь менее 1000 экземпляров. Подвели цены, взлетевшие почти до 2 млн рублей, и специфика нашего транспортного налога: при мощности в 288 л.с. Также ушли седаны Chevrolet Epica и Malibu. А потом мы окончательно лишились Opel Insignia. Такая же судьба и уготована новому Peugeot 308 (это безумие покупать подобную машину от 940 тыс до 1.300 000).

Мы еще не упомянули китайские FAW и BYD, которые продержались совсем недолго, показывая в последние годы нулевые продажи, а также тайваньский и широко рекламируемый Luxgen. Рынок пикапов покинула модель Mazda BT 50, а единственный доступный в России родстер Mazda CX 5 тоже не нашел поклонников.

Honda перешла на новую схему работы с дилерами: продавцы теперь сами заказывают машины на заводах компании, минуя центральный склад импортера, и оплачивают их сразу из своего кармана. С покупателя лишь требуется предварительная предоплата. Сохранятся продажи кроссоверов Honda CR-V, к весне до нас доберется Honda Pilot нового поколения, а вот Civic и Accord мы едва ли увидим. Honda Civic на российском рынке всегда чувствовала себя не очень хорошо — многовато за нее просили денег и теперь поставки девятой генерации к нам прекратились. Новый Civic мы тоже не увидим. А обновленный и помпезно представленный Accord настолько не понравился потребителю, что его совсем не хотели покупать. Навсегда ушла и модель Crosstour.

«Оптом» убрали машины из российских прайс-листов иакие компании, как Nissan (Navara, NP-300, Teana), Renault (Logan первого поколения, Scenic, Latitude). Также Renault решил продавать только по предзаказам свои лучшие «зажигалки» - Clio RS и Megsne RS. Марка Citroen убрала модели DS5, C1, C4-хэтчбек и возможно вскоре исчезнут и DS 3 и DS 4. Непонятна ситуация и с моделью C-Elisee и его аналога по концерну Peugeot 301. Что касается большого хэтча Citroen DS5, то всегда был на нашем рынке белой вороной, и в суровые времена столь оригинальным особям на рынке не место. Его за все время присутствия купили не более 100 человек.

Ряды Mazda поредели на «двушку», уже упомянутую «пятерку», большой кроссовер CX-9. Бестселлер прошлых лет Mazda 3 тоже ушла. Распродаются последние машины (от 1 млн. и выше).  Toyota в самом начале января объявила, что убирает модеди Auris, Verso и Venza. Проредили модельные ряды Volkswagen (Touran, Scirocco) Аналогичная судьба постигла и седан Subaru Legacy.

Нет и не будет у нас больше и Skoda Fabia. Новое поколение этой малолитражки должно было прийти к нам в 2015 году, но чехи полностью убрали модель с рынка, а местная сборка прошлого поколения была прекращена еще год назад.  А до этого мы лишились и «каблучка» Roomster.


 

Ассортимент «паркетников» пока почти не отличается от прошлогоднего, но вот интересные новинки до нас в этом году не доберутся. Скажем, Mazda CX-3, ставшая одной из главных премьер автосалона в Лос-Анджелесе в 2014 году, к нам пока не собирается. И это при том, что «старшая сестра» — Mazda CX-5 — в прошлом году вошла в список бестселлеров класса на российском рынке, уступив только Тойоте RAV4 и Mitsubishi Outlander.
 

Зато у концерна Hyundai-Kia потери минимальные: нас покинул только седан Hyundai Grandeur, хотя машина отличная и ползуется большим спросом у себя на родине и в США. А Kia потеряла только огромный и немного уже устаревший кроссовер Mohave. В премиум-сегменте сокращения тоже практикуют редко: BMW, Mercedes и Audi сохранили гамму (хотя в Audi убради дизельные модели). А ушли из России только двухдверки Infiniti Q60 и гибридный хэтчбек Lexus CT 200h. Люксовые марки типа Rolls Royce, Bentley или Porsche тоже не собираются сокращать свои модельные ряды.

Наконец, АвтоВАЗ в декабре прекратил производство Лада Приоры с кузовами хэтчбек и универсал, а у седана остались только две простые комплектации с «механикой», хотя вскоре и они уступят место упрощенной и удешевленной модификации с условным названием Low-cost. 

Немало и таких машин, которые компании планировали вывести на российский рынок, но не решились из-за кризиса. До нас так и не добрались обновленный Chrysler 300C (их привезли в России несколько штук и многие журналисты даже успели на них покататься), Fiat 500X, Mazda CX-3, BMW Active Tourer второй серии, Opel Corsa и Astra, новая Skoda Fabia, Rapid с кузовом лифтбек, Ssang Yong Tivoli и Ford Mustang (о его продаже с помпой было объявлено на Московском автосалоне в 2014 году). У Renault был план начать в Москве сборку «каблучков» Dokker, но от этого пришлось отказаться.

Но даже приведенные в статье список далеко не полный. И можно с уверенностью сказать, что в 2016 году он поредеет еще сильней. Особенно после того, как евро превысит психологическую отметку в 100 рублей.

Автор: Дмитрий Шавырин