Шведам удалось привлечь к участию все заинтересованные стороны: законодателей, транспортные службы, мэрию города, автопроизводителей. Поездил в самоуправляемом автомобиле и корреспондент «За рулем». А попутно – расспросил экспертов о технических и юридических сложностях, которые отделяют от нас это будущее.
 
Маттиас нажал кнопку на панели приборов и демонстративно, сложив на груди руки, повернул голову в сторону и уткнулся в боковое стекло. Это был сигнал о том, что черный седан S60 перешел в автономный режим управления и отныне не он, Маттиас Браннстрём, инженер-испытатель исследовательского центра «Вольво», а сама машина будет принимать решения, куда и как ехать – по городским магистралям! С пассажирского сиденья я ничего особого не заметил. Так же ровно работал мотор, машина шла в ритме улицы, то замедляясь, то ускоряясь в такт потоку и придерживаясь середины своего ряда. Но изменилась суть явления. Не водитель управлял автомобилем, а автомобиль управлял сам собой, ориентировался в уличной обстановке, адекватно реагировал на ее изменения и следовал по заданному маршруту.
 
Разумеется, эффект был бы намного сильнее, если бы Маттиас на какое-то время перебрался на заднее сиденье. Но он не имел права покидать свой пост, поскольку за все, что происходит и может произойти с этим автомобилем, отвечает он, водитель.
 
Краем глаза я подглядывал, не давит ли Маттиас украдкой на педали, но всё было честно. Эксперимент состоялся! Теперь я вправе записать в свой дневник, что одним из первых в мире ездил по городу на автомобиле без водителя.
 
ДРАЙВ MИ
 
Drive Me (в дословном переводе – «води меня») – так назвали этот смелый проект, который позволяет заглянуть в автомобильное будущее. Уникальность его состоит в том, что шведам удалось привлечь к участию все заинтересованные стороны: законодателей, транспортные службы, мэрию города, автопроизводителей и автолюбителей. Мэрия выделила под эксперимент 50 км дорог в черте города и его окрестностях, «Вольво» подготовила 100 автономных машин, а законодатели благословили затею. Проект даже получил поддержку правительства Швеции.
 
Пока на пути умных машин нет одноуровневых перекрестков, пешеходных переходов и светофоров. Скорость движения ограничена: не быстрее 70 км/ч. И все же тепличными такие условия не назовешь. Например, на маршруте есть сложные туннели, в которых не ловится GPS-сигнал, а дороги то сливаются, то расходятся. А главное в том, что по отведенным под эксперимент дорогам ездят и другие участники движения, причем в обычном режиме: перестраиваются, тормозят, меняют направление. Конечно, автономные машины несут на бортах рекламу проекта, но мигалок и крякалок у них нет – ничто не должно нарушать привычную жизнь города.
 
Страшно ли доверять свою жизнь бездушному железу? В тех условиях, в которых происходит эксперимент в Гётеборге, – нет. Главным критерием опасности является скорость, а в случае аварии на 70 км/ч последствия не должны быть фатальными. К тому же автомобили «Вольво» славятся высоким уровнем пассивной безопасности. Собственно, безопасность – важнейшая из причин, родивших идею автономного вождения. Ведь техника практически не ошибается, а статистика аварий убедительно указывает на главную их причину – человеческий фактор. Правда, пока что есть в этом легкая несуразица: в нашем «Вольво» именно человеческий фактор в лице Маттиаса Браннстрёма выступал гарантом безопасности — как пассажиров, так и окружающих.
 
Ну, лиха беда начало!
 
ЧТО ДАЕТ АВТОНОМИЯ
 
Шведы разделяют проблему безопасности на две составляющие. Первая – исключение вероятности столкновения автомобилей. Вторая – снижение утомляемости водителя при длительном пребывании за рулем.
 
В пределах города безусловным плюсом должны стать повышение эффективности передвижения транспорта и рациональное использование земли, снижение расходов на топливо и инфраструктуру (уменьшение количества светофоров или полная их отмена), снижение вредных выбросов в атмосферу. По подсчетам специалистов «Вольво», системы автономного вождения способны в условиях города обеспечить до 50% экономии топлива. Машины смогут идти более плотным потоком, и там, где сейчас три ряда, получится ехать в четыре. Увеличится количество парковочных мест на той же площади, поскольку автомобилю без водителя не понадобится место для открывания дверей.
 
А для водителя автономное вождение изменит подход к управлению автомобилем, позволит планировать поездки с учетом периодов автономного и активного управления, плодотворнее использовать свое время. За рулем можно будет разговаривать по телефону, пользоваться компьютером или просто отдыхать.
 
СТУПАЙТЕ, САНИ, В ЛЕС САМИ!
 
Сдается мне, что об автономном вождении задумывались еще наши далекие предки. Помните, как в русской народной сказке Емеля-дурачок то на санях, то на печи разъезжал? Примерно то же самое я наблюдал в Гётеборге на парковочной площадке. Только вместо произнесения слов «по щучьему веленью, по моему хотенью» нужно было выбрать в мобильном телефоне пункт «запарковаться сейчас». Совершенно пустой автомобиль сам пускал мотор, включал передачу и начинал движение. У свободного парковочного места он останавливался, задним ходом точно заезжал на отведенную площадку и глушил двигатель. А на телефон поступало сообщение об успешной парковке и местоположении машины.
 
Точно так же можно было вызвать автомобиль с парковки. Единственное ограничение – он не мог отыскать меня на площадке, а подъезжал в определенную заранее зону, где и останавливался. Однако технически поиск владельца по мобильному телефону осуществим, и такой способностью автомобиль будущего непременно наделят.
 
Первые серийные решения для автономного управления шведы обещают осуществить на новом «Вольво-ХС90», который появится в конце нынешнего года. Это будет адаптивный круиз-контроль с функцией контроля рулевой системы, позволяющий ехать за впереди идущим автомобилем в условиях затора. Следующий шаг – следование за автомобилем на больших скоростях без необходимости корректировки направления рулем. Постепенно от человека будет требоваться все меньше вмешательства в процесс управления. К 2017 году обещают создать облачный сервис, который обеспечит взаимопонимание между автомобилями, наделенными «интеллектом». А в перспективе не понадобится сдавать экзамены на право управления транспортными средствами. Да и сама профессия шофера может оказаться невостребованной. Водителям нужно будет лишь нажать заветную кнопку или, используя систему голосового управления, произнести заветное «по щучьему веленью» и назвать пункт назначения.
 
Источник: www.zr.ru/