Основа
 
ГЛОНАСС — Глобальная Навигационная Спутниковая Система. Работы над ней начались без малого 40 лет назад — она должна была стать советским ответом американской GPS. К настоящему моменту в орбитальную группировку входят 24 действующих спутника, плюс 3 резервных и один проходит испытания. Они позволяют определять координаты с точностью до 5-10 метров. Изначально обе системы ГЛОНАСС и GPS предназначались исключительно для военных и лишь позднее их открыли гражданским службам. Но у многих ГЛОНАСС вызывал вопросы. Главный — зачем вкладывать миллиарды бюджетных рублей в создание отечественного аналога американской системы, которая работает уже не один десяток лет, которая доступна по всему миру и при этом бесплатна?
 
В настоящее время использование системы ГЛОНАСС широко внедряется в автомобильных навигаторах и смартфонах. Сейчас уже трудно найти девайс, который имея спутниковый модуль, будет работать только с GPS или ГЛОНАСС. Хотя использование этих систем не приносит ни Америке, ни России каких-либо денег, так как сигнал с координатами передается на любое количество устройств безвозмездно, но на спутниковой навигации все же можно заработать, к примеру, с помощью системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
 
Немного теории
 
ЭРА — Экстренное Реагирование при Авариях.
 
Принцип действия системы «ЭРА-ГЛОНАСС» прост: когда автомобиль попадает в аварию, система фиксирует факт ДТП, раскрытие подушек и срабатывание преднатяжителей ремней, после чего передает в экстренный центр «ЭРА-ГЛОНАСС» координаты, время ДТП и VIN-номер транспортного средства. Затем из центра поступает обратный звонок, оператор выясняет, требуется ли помощь, после чего данные о происшествии передаются оперативным службам, и те начинают операцию спасения.
 
Проектирование системы начато в 2010 году и израсходовано на нее уже без малого 4 млрд рублей. В декабре 2013 года начнутся ее комплексные испытания, а в 2014 году система начнет работать в полном объеме. Предполагается, что уже с 2015 года на все новые транспортные средства стран Таможенного союза в обязательном порядке будет устанавливаться система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС».
 
Все автопроизводители обязаны будут в скором времени устанавливать оборудование с «ЭРА-ГЛОНАСС» уже при сборке машины на конвейере, а работать система будет через обыкновенную сим-карту. При этом сигнал SOS и общение с экстренным центром будет производиться через сотовую сеть любого доступного оператора. Для этого операторы сотовой связи России согласились объединиться для создания так называемой «виртуальной сотовой сети» на основе своих базовых станций для передачи экстренных сигналов. Сама работоспособность «ЭРА-ГЛОНАСС» зависит от наличия на территории покрытия действующей сотовой связи. В удаленных районах, где мобильная связь отсутствует, связь с системой будет осуществляться через спутник, но эта часть «ЭРА-ГЛОНАСС» пока не готова.
 
Кто будет платить за установку системы? Естественно, автовладельцы. Известна уже и ориентировочная цена — 4,5 тысячи рублей, из которых 3 тысячи будет стоить само устройство и 1,5 тысячи — его установка (эту цену автопроизводители, очевидно, заложат в стоимость машин). 23 октября депутаты Госдумы обсудили и приняли в первом чтении проект закона «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС», тем самым дав ей зеленый свет. Сначала передача сообщения будет осуществляться нажатием кнопки SOS, а с 2017 года сигнал при ДТП будет поступать в экстренный центр в автоматическом режиме. В будущем «ЭРА-ГЛОНАСС» научится выполнять функцию спутниковой сигнализации, правда, за дополнительные деньги. Но ко всей этой системе уже возникает множество вопросов.
 
Вопросы без ответов
 
Так, согласно Федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», создание этой службы будет завершено только к 2017 году, и пока не понятно, куда будет отсылаться сигнал SOS в  период 2015-2017 годов в регионах, где система 112 еще не будет введена в действие.
 
Но мало доставить сигнал о ДТП в службу спасения, надо еще получить саму эту помощь, а в этой части «ЭРА-ГЛОНАСС» может столкнуться с российской действительностью в виде нерасторопности наших служб. «Передача информационному оператору системы осуществляется по сетям мобильной связи и после проверки поступает в экстренные оперативные службы — МВД, МЧС, "скорую помощь"», — пояснил первый зампред думского комитета по науке и наукоемким технологиям Владимир Кононов, отметив, что благодаря «ЭРА-ГЛОНАСС» врачи и спасатели будут приезжать на место ДТП почти вдвое быстрее, чем сейчас: «время реагирования должно сократиться на 40%». Если учесть ежегодное ухудшение дел с пробками в крупных городах страны, то пока не понятно, как же спасатели планируют сократить время приезда практически вдвое после внедрения этой системы.
 
А еще до сих пор нет официально назначенного государственного органа по сертификации телематического оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС». Отсутствуют и требования по сертификации центров установки этого оборудования. И самое главное, до сих пор нет готового серийного образца прибора, который будут устанавливать в автомобили, и нет «софтовой» части по приему и обработке сигналов SOS с устройств «ЭРА-ГЛОНАСС». Все эти недоделки сопровождаются неоднократным переносом сроков ввода в эксплуатацию «ЭРА-ГЛОНАСС». Отсюда не совсем понятно, на что уже потрачено почти 4 млрд бюджетных рублей, что планируют начать тестировать уже через месяц и запускать через год?
 
И все же полезность подобной системы очевидна. Если человек попал в аварию на безлюдной территории и не имеет возможности вызвать службы экстренной помощи, то «ЭРА-ГЛОНАСС» способна самостоятельно известить медиков и спасателей о происшествии. В правительстве уже оценили полезность «ЭРА-ГЛОНАСС» в 4000 спасенных жизней ежегодно! А эксперты сравнивают «ЭРА-ГЛОНАСС» с подушками безопасности — они ведь тоже «бесполезны», пока не сработают». 4,5 тысячи рублей не такая уж большая плата за спасенную жизнь.
 
Главное  — решить вопрос с внедрением системы, обеспечить широкий круг установщиков и поставщиков оборудования с целью недопущения монополизации рынка, что будет только способствовать снижению цен.
 
Соседи
 
В других странах также идет работа по созданию аналогичных служб. Так, в Европе система под названием eCall должна будет выполнять те же функции что и «ЭРА-ГЛОНАСС» и внедрена в тот же срок — 2015 год для всех новых автомобилей. Кстати, в Европе цена установки нового устройства будет примерно такой же — порядка 100 евро. По задумке eCall и «ЭРА-ГЛОНАСС» должны быть связаны друг с другом, чтобы при пересечении автомобилем границы, все службы продолжали работать в автоматическом режиме. Также «ЭРА-ГЛОНАСС» будет синхронизирована с аналогичными системами стран таможенного союза ЭВАК (Казахстан) и ЭРА-РБ (Белоруссия), которые запустятся к 2017 году.
 
В США с 2001 года властями реализуется проект E911, при помощи которого происходит автоматическая передача данных о местоположении телефона при звонках на службу спасения 911, и с 2010 года он внедряется на все новые автомобили. Аналогичную систему под названием ECall начали создавать в Японии еще с середины 1980-х годов, и сейчас тревожные кнопки устанавливаются на все автомобили в стране.
 
Текст: Юрий Недре
 
Источник: auto.mail.ru/