Первый российский пилот в истории «Формулы-1» Виталий Петров, представляющий команду Lotus Renault, ответил на вопросы болельщиков.

- Виталий, у вас права есть?

- А как же! Вообще-то я водить машину начал намного раньше разрешенного возраста. Но только восемнадцать исполнилось - сразу права получил. С тех пор и рулю на совершенно законных основаниях.

- Господин Петров! В последнее время ваша машина ведет себя совсем по-другому: в начале сезона она казалась намного быстрее и мощнее! Что случилось? Может, дело в конкурентах - их болиды быстрее? А может, сами они умнее и хитрее?

- Ох, сколько раз за последние недели я на такие вопросы уже отвечал! Наши конкуренты не «умнее» и не «хитрее» - просто в данный момент их технические наработки оказались более результативными. А те новинки, которые привозим мы, к сожалению, работают далеко не так, как на заводе в аэродинамической трубе. И, понятно, не так, как нам хотелось бы. Получается, что мы топчемся на месте. А другие команды в это время делают шаг, а то и два вперед. Вот, если коротко, и все объяснения.

- Считаете ли вы, что на «Лотус-Рено» плохо сказывается отсутствие Роберта Кубицы? Ведь именно сейчас не хватает опытного пилота, который смог бы помочь в развитие болида.

- Нет, не считаю. Будь Роберт здоров, он все равно гонялся бы на той же машине, что сейчас есть у нас с Ником. И его опыт вряд ли помог: речь ведь не о настройках, а о развитии машины, о технических новациях идет - а тут все не от пилотов, а от конструкторов и инженеров зависит.

- Скажите, кто все-таки в «Лотус-Рено» отвечает за стратегию и тактику гонки? Айо Комацу? Алан Пермейн? Такие команды, как «Заубер», попадают в очки только за счет правильной стратегии, а у вас с этим проблемы - это видно невооруженным взглядом. Такое впечатление, что тактику в «Рено» разрабатывает генератор случайных чисел.

- На больную мозоль наступаете. Я ведь не скрывал, что стратегией последних гонок был недоволен: проигрывать, как это было, скажем, на «Нюрбургринге» по нескольку мест из-за пит-стопов, не попадать из-за них в очки, - это не дело. А вот от озвучивания конкретных имен, уже извините, воздержусь. Выносить командную кухню на всеобщее обсуждение не имею права. Могу только сказать: мы много работаем над этим, и я верю, что эта работа непременно даст результат.

- Виталий, поздравляю вас с успешным выступлением в первой половине сезона. Если у вас шанс во второй половине заработать столько же очков, сколько их у вас сейчас - 32?

- Шанс есть всегда. А более точно ответить на этот вопрос я смогу, думаю, после «Гран-при Бельгии»

- Как по сравнению с прошлым годом вы стали справляться с прессингом? Что изменили в подходе к гонкам? Или это - тот самый опыт, благодаря которому все намного легче дается?

- Конечно, в первую очередь это опыт. Я теперь намного лучше знаю, что такое «Формула-1», знаю, как в ней надо правильно работать, знаю, что нужно делать для улучшения результатов. И, что очень важно, я научился правильно объяснять инженерам, что надо сделать, чтобы настройки машины стали лучше. А насчет прессинга... Это не про меня - я так устроен, что никакого давления никогда не ощущаю. Надо просто спокойно относиться ко всему, что вокруг тебя, - тогда никакой прессинг не страшен.

- Виталий, какой из нынешних пилотов, на ваш взгляд, лучше всех обгоняет?

- Тут и раздумывать нечего - Хэмилтон. Льюис действительно очень сильный пилот, к тому же он умеет добиваться от своей машины максимума.

- Как думаете, насколько сильно изменится личный зачет пилотов по сравнению с нынешним, если всех пересадить на одинаковые болиды? Мне кажется, что Феттель на «Рено» не вошел бы даже в пятерку.

- Если всех пересадить на одинаковые болиды, это будет уже не «Формула-1», а GP-2, - смеется Виталий. - А насчет Феттеля вы верно заметили: думаю, в пятерку он не попадал бы. Шумахер же со всем его опытом и семью титулами чемпиона мира не попадает. Вот вам и ответ.

- Еще с прошлого сезона, а в этом особенно, вы с Шумахером неразлучны: то на стартовой решетке, то в гонке. Причем зачастую он едет позади вас. Какие ощущения? Как он атакует? Смотрите ли вы на его профиль и что он выражает? Общаетесь ли вы вне паддока?

- Когда-то Михаэль являлся для меня незыблемым авторитетом - когда я начал «Формулу-1» смотреть, он был в ней главным героем. Я его и сейчас очень уважаю, но на трассе воспринимаю не как великого чемпиона, а как одного из двух десятков гонщиков, с которым надо бороться.

А на профиль я ему на трассе не смотрю - он же в шлеме, что там увидишь? Хотя он в последнее время действительно частенько оказывался в гонке сразу позади меня. Не могу сказать, что ощущения в этот момент приятные: попытки обгона у него грубые, постоянно пытается ударить в заднее колесо. Правда, потом извиняется, говорит, что ошибся.

А общаемся мы нечасто - разве что во время футбола, когда команда пилотов в разных странах с местными знаменитостями играет. Ну и в паддоке при встрече можем переброситься парой слов. Вот и все.

- Когда вы в последний раз посещали или созванивались с Робертом Кубицей? Ждете его возвращения?

- Что значит - ждете?! Неужели найдется человек, который не хотел бы, чтобы Роберт как можно быстрее восстановился после своей страшной аварии?! А разговаривал я с Робертом довольно давно. Чего парня в его положении дергать, ему и так нелегко, захочет - сам позвонит. Но команда держит с Робертом постоянную связь, и мы все в курсе, как у него идут дела.

- Какие у вас отношения с партнером по команде? Нет ли приятелей в других командах? Вообще было бы интересно узнать о взаимоотношениях пилотов из разных конюшен. Чувствуете ли вы себя своим среди пилотов?

- Чужим себя в пилотской среде точно не чувствую. В «Формуле-1» это вообще как-то не принято: нас всего-то 24 призовых пилота - где ж тут на «своих» и «чужих» разбиваться? Но и особой дружбы между пилотами нет. Мы все тут друг другу добрые, но дальние приятели. К тому же во время гоночных уик-эндов все сильно заняты, так что друг друга почти не видим.

- Команда дарит вам всякие замечательные машинки типа «заряженного» «Клио» или «Мегана». А вот Льюис на спортивных Маках и Мерсах рассекает тока так!

- А почему команда должна мне что-то дарить? Мне дают машину в лизинг, и этого мне вполне достаточно. А вот как с этим в «Макларене» обстоит, я не знаю. Может, Хэмилтон и на своих собственных, как вы говорите, гоняет. Хотя скорее, думаю, тоже на служебных.

- Вы действительно не получаете зарплату в «Ф1»? Если не получаете, то не чувствуете себя ущербным? Кто-то еще ездит в «Ф1» бесплатно?

- Я вам отвечу коротко: да, я действительно не получаю зарплату в «Формуле-1». Нет, думаю, больше никто в «Больших призах» бесплатно не ездит. А насчет ущербности или чувства стыда - с чего бы вдруг? Вот если бы все время к финишу последним приходил... А зарабатывать или не зарабатывать - это личное дело каждого.

- Судя по вашей июльской загруженности, с отдыхом у вас напряженка. Не сказывается ли это на результатах? Если выдается свободный день, как предпочитаете отдыхать?

- Спасибо за заботу, и не беспокойтесь: отдохнуть я успеваю. Хотя, скажем, между Германией и Венгрией действительно пришлось нелегко: перелет в Тольятти и обратно немало сил отнял. Но, с другой стороны, такую мощную подпитку на «АвтоВАЗе» получил, что она все минусы перекрыла. А вообще отдыхаю я по-разному. Иногда лучше с друзьями пообщаться, в футбол погонять. А бывают моменты, когда хочется на диване поваляться.

- Какую музыку вы слушаете?

- Музыку слушаю самую разную, под настроение. Люблю и русскую попсу, и зарубежную - каких-то особых предпочтений нет.

- Расскажите, как относитесь к хоккею и футболу?

- Ну как может русский к футболу и хоккею относиться?! Люблю и то, и другое! Играю сам с удовольствием с друзьями - летом в футбол, зимой в хоккей.

- Есть ли в российской футбольной премьер-лиге команда, игра которой вам симпатична?

- Главное мое предпочтение - сборная России, болею прежде всего за нее. А из клубов, конечно, «Зенит» - он просто как-то ближе, роднее. А еще переживаю за наш выборгский «Фаворит» - там мои друзья играют. И за «Барсу» - она показывает такой футбол, который не любить невозможно.

- Правильно ли вы питаетесь? Успеваете ли вовремя поесть? Что готовят в моторхоуме «Рено» и какую кухню вы предпочитаете?

- Предпочитаю кухню мамину - обожаю все, что она готовит. Но это только в отпуске. А в «рабочем режиме» стараюсь питаться вовремя и «правильно». На завтрак - каша, чай. А то и одним чаем обойдусь. На обед - салат, паста, мясо, рыба. Все это повара «Лотус-Рено» и готовят - причем без лишних жиров, диетическое. Так что никаких проблем с правильным питанием нет.

- Как обстоят дела с конкурсом на лучший дизайн для вашего шлема?

- Пока не слишком здорово. Те эскизы, которые мне до сих пор присылали, не слишком впечатлили. Но я не теряю надежды, что кто-нибудь из фанатов найдет оригинальное дизайнерское решение. Так что творите, присылайте - рассмотрю все варианты.

- Виталий, хотелось бы вам еще в каких-то гонках поучаствовать? Или никуда уходить из «Формулы-1» уже не хочется?

- Конечно, не хочется: «Формула-1» - это вышка, пик автоспорта. Хочется провести в ней как можно больше лет. А потом, может, попробую себя в ралли.

- Чем бы вы хотели заниматься после завершения выступлений в «Формуле-1»?

- Вне автоспорта я себя сегодня не представляю, гонки - это моя жизнь. Но это сегодня. А что будет завтра я, конечно, точно не знаю. Поживем - увидим.

- Когда все-таки российский гонщик выиграет хоть один «Гран-при»? И какие гонщики из России в скором времени будут выступать в «Ф-1»? Спасибо и удачи!

- Думаю, в ближайшие пару лет российских пилотов в «Формуле-1» не будет. Хотя против хорошей компании в паддоке я бы не возражал. А когда россиянин поднимется на верхнюю ступеньку подиума? Хороший вопрос - только ответа на него нет. «Формула-1» - это, к сожалению, не бокс - тут не так уж много зависит от самого спортсмена. Здесь на результат влияет множество факторов, самый главный из которых - насколько твоя машина быстра. Вот если бы я гонялся, скажем, на болиде «Ред Булла» - думаю, боролся бы за победу уже сейчас. А пока спасибо за пожелания удачи - она мне точно не помешает.
 

Источник: РБК, Советский спорт