Пасмурным зимним утром штаб-квартира Next Big Sound в Нью-Йорке ничем не отличается от офисов других стартапов. Кирпичные стены без отделки. Бесплатные рогалики. Играет музыка: песни 'N Sync в честь анонсированного выхода нового альбома Джастина Тимберлейка.

Но здесь музыку слушают не только ради музыки. Голос певца парит над ударами по кнопкам клавиатур: сотрудники Next Big Sound определяют эффект от новостей о новом альбоме Тимберлейка – 308 200 упоминаний в твиттере, 335 800 просмотров страницы в Википедии и 4,6 млн просмтров в Vevo просмотров за последние две недели. Таких показателей не было в 2006 году, когда выходил предыдущий альбом певца.

«В те дни потребитель слышал песню 'SexyBack' по радио и шел в Virgin Megastore, - рассказывает Алекс Уайт, который основал Next Big Sound 4 года назад. – Сегодня потребитель открывает Spotify, где доступен каталог песен Джастина Тимберлейка, потом идет на его страничку в твиттере, чтобы увидеть обновления в реальном времени, и просматривает ролики в YouTube. Это два разных потребителя, и индустрии необходимо отслеживать изменения в поведении покупателей».   

Компания Уайта занимается таким мониторингом. Схема, описанная в фильме Moneyball («Человек, который изменил все»), применяется для музыки. Next Big Sound берет все данные – «лайки» Facebook, цифровые скачивания и т.п. и оформляет их в единую таблицу. За $20 за артиста в месяц Билли Бины (главный герой фильма Moneyball) музыкального мира – менеджеры, промоутеры, топ-менеджеры музыкальных лэйблов – получают доступ к сервису, в надежде найти следующего Джастина Тимберлейка.

Музыкальный бизнес таков, что на одну звезду приходится десятки музыкантов, которые «не выстрелили». Согласно одному исследованию, открытие и развитие артистов обходится индустрии в $4,5 млрд, а Next Big Sound помогает избежать некоторых ошибок в поиске талантов. Например, компания обнаружила, что музыканты, которые собирают от 20 000 до 50 000 фэнов в Facebook за месяц, имеют в четыре раза больше шансов в конечном итоге достичь миллиона подписчиков. С такими данными Next Big Sound обещает предсказывать продажи альбомов с 20% точностью для 85% артистов, помогая лэйблам лучше понимать возможность дохода от вложенных средств.  

«Рынок находится под давлением, от него ждут большей эффективности», – говорит Джейсон Мендельсон из Foundry Group. Совместно с IA Ventures и другими венчурными фондами он помог Next Big Sound собрать $7,5 млн.

Однако менеджеры лэйблов не принимали цифры Next Big Sound всерьез. Тем не менее, Уайт, в конце концов, заставил их прислушаться. Он заключил мультимиллионные сделки с двумя из трех крупнейшими звукозаписывающими компаниями и со многими нишевыми лейблами.

Уайт, который умеет играть на трех музыкальных инструментах, похоже, идеально подходит на роль «разведчика» индустрии. На последнем курсе колледжа он разработал сайт, который позволял создавать свой собственный виртуальный лейбл. Первый пользователь, подписавший контракт, скажем, с Тимберлейком, получал бы очки за каждого виртуального продюсера, который впоследствии работал бы с певцом. После получения $25 000 от бизнес-ангела, Уайт бросил свою работу в Pricewaterhouse Coopers, чтобы превратить этот проект в бизнес. Однако ничего не получилось. «Мы не знали, как сделать из этого большой бизнес, – говорит Уайт. – У нас почти закончились деньги и мы хотели переключиться на что-то иное, но не знали на что».

Случайно Уайт с партнерами решили посмотреть, что получится, если начать отслеживать потоковую музыку. С 2 часов ночи до 8 утра 5 июня 2009 года они записали количество прослушиваний рэпера Эйкона на MySpace, и выяснили, что певец за ночь проигрывался полмиллиона раз – гораздо больше, чем они ожидали. Команда Уайта превратила эти данные в еженедельный доклад, рассылаемый по электронной почте знакомым в музыкальной индустрии. К следующем лету у них была аудитория в десятки тысяч человек.

В 2009 году после привлечения денег инвесторов Уайт начал обрабатывать первых лиц индустрии, например, музыкального консультанта Майка МакГинли, который утверждал, что Next Big Sound никогда не будет работать. Уайт послал ему цифры, демонстрирующие неэффективность рекламной кампании  концертного промоутера Live Nation, одного из клиентов МакГинли. И тогда МакГинли изменил свое мнение, а Уайту пришлось общаться со взбешенным топ-менеджером Live Nation: «Откуда у МакГинли эти цифры? Нам нужно защитить эти данные».

В том же году Live Nation купила главного конкурента Next Big Sound – BigChampagne, которая также предлагает данные о том, где больше слушают творчество того или иного музыканта, что помогает в планировании туров (Jay-Z, например, использовал данные Spotify, чтобы определить, где устраивать свои шоу в Великобритании). Компания Next Big Sound является следующим кандидатом на поглощение со стороны крупных игроков музыкальной индустрии, а пока они вышли на семизначный показатель по выручке и в этом году обещают стать прибыльными.

«Анализ статистики трансформировал разные индустрии, – говорит Уайт. – Музыкальная – следующая на очереди».

Источник: www.forbes.ru