«Приоритеты меняются, когда денег едва хватает на оплату аренды и продукты. Но я понимаю, что для моей сестры очень важно заготовить подарки для детей, поэтому я что-нибудь куплю», — рассказала The Wall Street Journal 29-летняя испанка, живущая в Лондоне. Из-за сложной экономической ситуации в Испании она будет делать закупки для своих родных.

Сокращение потребительских бюджетов сильнее всего будет сказываться в наиболее пострадавших от кризиса странах валютного блока, в том числе в Греции и Португалии. Жители других государств тоже планируют сократить свои траты.

«В этом году ситуация довольно непростая, поэтому в нашей семье решили ограничиться только подарками для детей», — говорит сотрудница банка в Париже.

Если продажи игрушек остаются относительно устойчивыми, то, судя по первым данным предрождественского сезона, подарков взрослым закупают меньше, и это отражается на оборотах рынка DVD, ювелирных магазинов, электронных устройств, пишет The Wall Street Journal. Изменение потребительских настроений сказывается во многих секторах розницы.

«Сначала покупатели перешли с говядины на свинину, потом на курицу, теперь — сосиски», — говорит владелец португальской сети супермаркетов Pingo Doce Алешандре Суареш душ Сантуш (Alexandre Soares dos Santos).

Экономика еврозоны показала спад на 0,2% в третьем квартале: меры экономии во многих странах блока сказываются на деловой активности. В результате безработица выросла до рекордных 11,6%, а в Испании и Греции она превышает 25%. Экономисты предостерегают, что спад может быть более резким в четвертом квартале, который обычно является очень удачным для розничной торговли.

Потребители в Греции планируют сократить расходы на праздники на 16%, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на данные Deloitte. В Испании и Италии готовы ужать бюджеты на 4%. В тройке популярных подарков, по данным исследования, — книги, косметика и подарочные ваучеры. 47% европейцев предпочли бы получить в подарок деньги, это первая позиция в списках пожеланий в 15 странах блока.

Французы потратят на 0,7% больше, чем в прошлое Рождество, но теперь они внимательнее к выгодным предложениям и акциям. «Французы как никогда интересуются ценой, девять из десяти будут искать спецпредложения», — цитирует The Wall Street Journal комментарий эксперта Deloitte.

Те же тенденции в Италии и Португалии. В итальянской ассоциации потребителей и в португальской конфедерации торговли и сферы услуг прогнозируют снижение «рождественских» продаж на 20%.

Есть, конечно, и оазисы благополучия. В Германии розничные продажи за последние два месяца 2012 года, по оценкам, вырастут на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигнут рекордных 80 млрд евро, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на ассоциацию розничной торговли Handelsverband.

И это при том, отмечает The Wall Street Journal, что немцы обычно более бережливы в своих тратах на Рождество, предпочитают праздновать в узком семейном кругу и не устраивать таких щедрых застолий, как, например, во Франции. Там фуа-гра и шампанское в праздничные дни становятся основными товарами массового спроса. По данным Deloitte, в среднем планируемые расходы на Рождество на одну семью в Германии составят около 485 евро, во Франции этот показатель выше — 639 евро. Больше всех в еврозоне на Рождество потратят в Ирландии — 966 евро, правда, это на 1,7% ниже, чем в прошлом году.

Источник: www.bfm.ru