Да, малыш растет и развивается и активно познавать окружающий мир для него очень важно. Однако не все места для этого подходят. Можно, конечно, не обращать внимание на то, как дите с визгом носится по коридорам поликлиники, а можно переключить его внимание на интеллектуальные игры.

Проще всего занять детей устными играми, с их помощью можно развивать речь ребенка, его мышление, учить рассуждать или анализировать. Перед вами некоторые примеры таких игр с малышами.

Занимательная риторика

Что бывает... мягкое, круглое, острое, горячее, длинное, жидкое, ароматное, красное, холодное и т. д.? Если малыш не может придумать ответы, перечисляйте сами; старайтесь подбирать непохожие предметы. Например, мягкой может быть подушка, трава, хлеб или пижама.

Что происходит сначала, а что потом? Предлагайте свои варианты: «Сначала мы просыпаемся, потом одеваемся, а затем завтракаем». Просите продолжить начатое предложение: «Сначала наступает весна, а потом…» Запутывайте малыша: «Сначала у кошки рождается котенок, а потом из него вырастает черепашка». Меняйтесь ролями или фантазируйте вместе.

Что будет, если…? Игра также помогает развивать логику и находить причинно-следственные связи. Например, что будет, если наступит зима? Мы будем теплее одеваться, на улице выпадет снег, будет рано темнеть, можно кататься с горки, играть в снежки и т. д.

Что можно делать с этим предметом? Например, с мячиком можно играть, катать, кидать, пинать ногой или ловить.

Кто что делает? Например, солнце, лампа, фонарь, прожектор и фары светят. Или наоборот, солнце светит, греет, печет, сияет, садится и т. д. Еще варианты игр: что внутри? что снаружи? кто больше? что где лежит? кто это? Их удобство в том, что родителям не нужно никаких дополнительных средств: книжек, бумаги с ручкой или игрушек — и отвлекать ребенка таким способом можно не только в очереди к врачу, но и на прогулке, по дороге в детский сад, в машине или в транспорте.

Продолжаем развивать воображение

Сочиняем сказки. Для начала сюжета можно даже использовать любую фразу, услышанную в очереди.

Рифмуем. Сочиняем с ребенком короткие стишки или просто подбираем рифмы к словам.

Угадываем и загадываем. Описываем что-то или кого-то из вашего окружения, а малыш должен угадать, после чего угадывать начинаете вы.

Запоминаем. Попросите ребенка внимательно посмотреть на кого-то около 30 секунд, а потом перечислить все, что он запомнил: одежду, украшения, цвета и т. д.

Обобщаем. Малыш должен найти какие-то общие черты у окружающих людей, например, черные брюки, очки, светлые волосы и т. п.

Иллюстрированным аналогом этих игр является листок с большим количеством цветных картинок; подготовить его вы можете дома, распечатав изображения из Интернета или наклеив вырезки из журналов. Вопросы могут быть любыми: что из этих предметов съедобное, что красное, сколько цветов в вазочке? Попросите найти всех животных, все круглые или одинаковые предметы и т. д.

Книги и еще раз книги

Книги с интересными сказками так же неплохой вариант. Если придумывать ничего не хочется, яркие, иллюстрированные книги с интересными сказками так же неплохой вариант. Альтернативой словесным играм может стать рисование. Пара цветных карандашей или фломастеров, раскраска или обычный блокнот и проблема решена. Главное здесь и твое участие, ведь малышу быстро надоест просто выводить каракули, а вот дай ему тему или «зашифруй» изображение в точках и ребенок с радостью приступит к делу.

Идем к врачу!

Конечно, все дети разные, так что если с помощью всего вышеперечисленного занять ребенка не удалось, что ж, еще существуют развивающие игрушки, мультики, игры в мобильном телефоне или детские песенки в наушниках.