Утром традиционно, разбудив девочку, я отправилась в ванную комнату, а когда вышла, не сразу поняла, что происходит: на кухне кипел чайник, а шестилетняя Аня разбивала очередное яйцо, стоя над шипящей сковородкой. «Ой, что это с тобой сегодня такое? Завтрак готовишь…» — удивилась я. «Ты же вчера сама привела мои мысли в порядок» — услышала я в ответ.

В такие моменты хочется в очередной, стотысячный раз сказать спасибо всем детским писателям, которые не просто пишут рассказы и сказки для детей, а, кажется, имеют специальный пропуск в Страну детства. Он позволяет им сплетать из слов не рассказы, а целые миры, по которым ребенок путешествует, о чем-то мечтает, с чем-то спорит, что-то додумывает и в это же играет.

Мостик к миру книги

Дорогие взрослые! Наш сегодняшний рассказ — для вас. Вы, а лучше сказать мы: мамы, папы, дедушки, бабушки, няни, воспитательницы — мы все мостик. Мостик между нашими детьми и удивительным миром книги. Они еще не читают, но зато как они слушают! Если только к трем годам мы же сами не приучили их смотреть по телевизору все подряд. Но даже и тогда они слушают! Надо только нам самим захотеть и полюбить им читать.

Ну что же, устраивайтесь поудобнее на краешек детской кроватки. Два глаза выглядывают из-под одеяла в предвкушении чтения. Традиция в нашем деле главное — традиция читать перед сном! Зубы почищены, «Спокойной ночи, малыши» посмотрено, теперь — книжка. Может быть, в вашем доме есть другая какая-то традиция (читать после прогулки или перед ней), неважно — главное, чтобы она была! Как говорил Маленький принц, чтобы знать, к какому часу готовить свое сердце.

Не будем останавливаться на всех педагогических плюсах чтения для ребенка-дошкольника, который, воспринимая много информации на слух, формирует слуховое внимание, необходимое для всей последующей жизни… Мы сегодня о дорогом — о книге! А вот о психологических плюсах скажем: ребенок ждет не просто чтения, а чтения с вами, чтобы рядом был дорогой для него человек, и, честно говоря, это больше, чем психология, — это общение двух влюбленных, когда душа с душою говорит, а книга дает повод и тему (не о деньгах же и проблемах на работе с ним разговаривать).

Требовательный юный читатель

Итак, мы взяли в руки книгу. Для детей трех-семи лет важно, как она выглядит: важно, чтобы книга была не просто с картинками, а с хорошими картинками, где ежики похожи на ежиков, а Золушка не напоминает Барби, и цвета нежные и яркие, но не кич, и еще бы буквы с завитушками в начале главы. Но самое-самое главное, чтобы текст был авторский, не сокращенный, не пересказанный, не адаптированный — зачем адаптировать Андерсена или Шарля Перро, они и так для детей писали! Да что я говорю! В книге хорошего издателя все это есть, и такую книгу вы узнаете из тысячи толпящихся на полках книжного магазина.

Поход в магазин за новой книгой тоже может стать традицией, ведь если вашему ребенку уже пять, то выбрать самому книгу — это серьезный шаг к самостоятельности, только не оставляйте его одного: «Выбери, что тебе понравится». Мы же мостик в мир книги, мы же знаем разницу между книгой — и Книгой. А вот будут это сказки или рассказы о дельфинах — решать юному читателю. Одна мама рассказывала: «Пошли покупать книгу Сергея Козлова про Ежика и Медвежонка, а он увидел Бианки и не выпустил из рук, пока не купили».

Не утешайте себя, дорогие взрослые, тем, что любую книгу можно найти онлайн, в этом возрасте ребенку нужна хорошая, настоящая книга, а время литературных Интернет-порталов и наладонников еще придет.

С героями каких книг знакомить ребенка?

От трех до пяти

От трех до пяти вам помогут открывать ребенку мир С.Козлов с «Ежиком в тумане», «Правда, мы будем всегда?» и всеми другими сказками и стихами, Т.Янссон (вся серия про Муми-троллей), Г.Х.Андерсен с «Дюймовочкой», «Дикими лебедями» и «Голым королем», Ш.Перро с «Котом в сапогах» и «Золушкой», «Винни-Пух и все-все-все» А.Милна, «Малыш и Карлсон» А.Линдгрен, А.Волков с «Волшебником изумрудного города», А.С.Пушкин со «Сказкой о царе Салтане» и конечно русские народные сказки.

Нельзя точно сказать, что сейчас для вашего ребенка окажется самым важным и запоминающимся, но главное, чтобы в его жизни появлялись герои отважные и прекрасные, смешные и добрые. Благодаря им он научится мечтать, узнает, что добро и справедливость всегда побеждают, — именно это, узнанное в раннем детстве, делает человека

  • сильным,
  • не боящимся жизненных неудач и трудностей,
  • способным преодолевать и побеждать.

Особенно когда он узнал это от самых любимых — от мамы и папы.

Этот возраст удивителен еще и тем, что душа ребенка нуждается во всем, что имеет аромат идеального и долговечного: чудеса, впитанные благодаря волшебным сказкам в детстве, помогут ему быть в будущем

  • немножко волшебником,
  • человеком неординарным,
  • умеющим вглядываться в суть вещей,
  • видеть сердцем то, чего «глазами не увидишь».

Например, любовь и преданность Герды научит его любить и растапливать лед в сердцах людей…

Важно, чтобы чтение не было для вас самих тяжелым грузом, обязанностью. Пусть это будетобщением благодаря книге, тогда временами ваш голос будет меняться и становиться грозным, как у Карабаса-Барабаса, или хитрым, точь-в-точь как у Лисы Алисы, а восхищенные глаза ребенка помогут вам озвучить и других героев детских книг.

И однажды вы, возможно, поделитесь с друзьями открытием, как мудро все устроено: благодаря ребенку в нашу взрослую жизнь возвращается детская литература, мы снова влюбляемся в то, что любили в детстве и забыли, мы открываем книги, которые нам не читали.

От пяти до семи

Но нашему требовательному слушателю исполняется пять, и становится еще интереснее. Приходит время «Аленького цветочка» А.Аксакова, «Незнайки» Н.Носова, «Пчелки» А.Франса, «Питера Пэна и Венди» Дж.М.Барри, удивительных рассказов Сладкова, Пришвина, Бианки, Паустовского о природе и ее обитателях, «Лягушки-путешественницы» М.Гаршина, «Серой шейки» Мамина-Сибиряка. Причем если ребенок не полюбит их сейчас, то следующая возможность появится у него нескоро — уже когда он станет взрослым. В пять-семь лет так важно знать про муравьев и бабочек, оленей и скворцов, потому что, пока мы сидим в шезлонге на даче, подставив лицо лучам солнца, он, ребенок, наблюдает за тропами, которые проложили муравьи, за головастиками в пруду, за скворцами в скворечнике и Бог знает за чем еще!

Скоро вы с удивлением обнаружите, что некоторые рассказы вам хочется прочитать специально для вашего малыша и именно в этот вечер, потому что это повод рассказать ему о нем самом и найти выход из той или другой ситуации. Например,

  • ваш ребенок сердится, отвечает грубо — читайте «Крошку Енота, или Того, кто сидит в пруду» Л.Муур;
  • жадничает, не делится игрушками с младшей сестрой, попрошайничает — читайте «Цветик-семицветик» В.Катаева;
  • не может выбрать, смотреть с вами мультик или собирать с бабушкой клубнику, и все время не может выбрать — читайте «Дудочку и кувшинчик» В.Катаева.

Не упустите возможность прочитать ему «Томасину» П.Геллико, «Путешествие Нильса с дикими гусями» С.Лагерлеф, которое, кстати, признано лучшим учебником географии и истории для шведских детей, рассказом о легендах и культурных традициях страны.

И конечно не забывайте про Пушкина, и не только из чувства любви к Родине (часто дети знают «Белоснежку и семь гномов» и не подозревают о «Царевне и семи богатырях»), но в первую очередь из-за него самого. И читайте не только пушкинские сказки, но и стихи. Правда, стихи желательно читать наизусть и по случаю: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» — когда действительно буря и снежные вихри, «Мороз и солнце» — когда мороз и солнце, «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей» — когда идете в лес…

А когда наш ребенок уснет, мы можем открыть Интернет и почитать «Золушку» Е.Шварца и улыбнуться гениальности автора, сделавшего детскую сказку важной пьесой для взрослых. А можем открыть рассказ Б.Житкова «Как я ловил человечков» — он расскажет нам о воображении ребенка больше, чем многие книги по возрастной психологии. Приятного чтения!

Автор: Татьяна Курбатова