Еще пару десятков лет назад в некогда великой нашей стране такого понятия как «шопоголизм» и в помине не было, да и быть не могло по причине пустых полок в магазинах. Изобилие товаров в современной торговой сети по всему миру поспособствовало возникновению такой модной сегодня привычке. Вредной эту привычку не принято считать, но, согласитесь, она доставляет немало хлопот и серьезных житейских проблем. Результат такого увлечения – ощутимый удар и по кошельку (по семейному бюджету), и по моральному состоянию членов семьи, включая самого шопоголика, потому что рано или поздно результаты его поступков начинают нарушать нормальный образ жизни. И тогда нужно срочно решать, как избавиться от шопоголизма.

Суть шопоголизма

Избавиться от проблемы можно, изучив ее причины. К шопоголизму могут приводить как внутренние, так и внешние факторы.

Как утверждают психологи, причины шопомании или, на медицинском языке ониомании, могут лежать в глубоком детстве, которое проходило в бедствующей семье при отсутствии внимания и любви родителей. Повзрослев, бывший ребенок всю жизнь стремиться наверстать упущенное, восполнить пробел в недостатке приятных ощущений за счет бесконечно повторяющихся покупок. Такое сомнительное удовольствие длиться очень недолго, поэтому требует новых и новых ощущений, а значит, толкает на новые покупки.

Если детство было окрашено исполнением всех ваших прихотей, то в сознательном возрасте привычка баловать себя вырастет вместе с вами и не покинет вас, пока вы сами ее не прогоните.

Взрослый человек, столкнувшийся с неудачами в личной жизни (ссорами в семье, с нелюбовью супруга) или в профессии (медленный карьерный рост, неумение отстоять свою позицию, низкая заработная плата), ищет подмену «счастья» в просторных торговых помещениях. А не находя его, в минуты редкого просветления испытывает угрызения совести из-за своего неподобающего поведения и горечь от факта финансовых растрат. Поэтому в конце дня раз и навсегда дает себе слово – никакого шопинга… А утром все повторяется.

Внутренние факторы шопоголизма

Как мы уже упоминали, многое обусловлено психологическими особенностями личности. Чаще всего эмоции человека, которые он испытывает в повседневной жизни из-за эмоциональных нагрузок, стрессов, перенапряжений, моральной усталости, одиночества, рутины повседневной жизни требуют выплеска. В противном случае они приводят к возникновению неуверенности в себе, к занижению самооценки.

«Экскурсии» по магазинам – прекрасная возможность переключить свое внимание на то, что доставляет удовольствие и даже радость. В результате в организме происходит выброс гормона радости – серотонина и гормона эмоций – адреналина. Чтобы усилить и продлить свою радость, мы открывает кошелек в готовности оплатить эти ощущения. В ответ получаем восторженные взгляды, реплики работников магазина по поводу совершенной нами покупки, что значительно повышает нашу самооценку. Власть над ситуацией импонирует нам, поэтому запоминается. Время от времени мы стремимся снова ее ощутить. Такие кратковременные чувства в момент покупки создают иллюзию контроля над своей жизнью, иллюзию внутренней свободы.

Внешние факторы шопоголизма

Побуждение к необдуманному совершению покупок формируется благодаря разнообразию маркетинговых приемов, применяемых владельцами магазинов. Если красиво оформленные витрины стали для нас уже более или менее привычным антуражем, то сезонные и не только сезонные периоды всевозможных скидок и акций успешно стимулируют наши стремления совершать бессмысленные покупки. Ну как пройти мимо заведения, где тебе «только сегодня» позволят 70% стоимости оставить себе или отдадут три предмета по цене одного? Импульсивное желание немедленно сделать еще одну покупку возникает и при мысли, что завтра к этой вещи вернется ее первоначальная стоимость.

Надо признать, что не всегда подобные акции экономят средства покупателей, потому что чаще всего магазин многое сделает для того, чтобы не только вернуть потраченные средства, но и получить прибыль. Рядом на полке будет лежать предмет более жизненно важной необходимости, который вы будете вынуждены купить даже по завышенной цене. Но это уже тонкости ценовой политики торговых предприятий и их привычки заводить в заблуждение покупателей, а нам бы с вами разобраться, как избавиться от шопоголизма.

Симптомы шопоголизма

По следующим признакам можно предположить приверженность к шопоголизму:

  • пониженный тонус, апатия без возможности посетить магазины, раздражительность от нерегулярности покупок;
  • посещение торговых центров без всякой причины;
  • регулярное многочасовое и бесцельное блуждание по торговым залам, даже если нет необходимости в покупках;
  • бессмысленное рассматривание всевозможных товаров;
  • трудно сдерживаемое желание купить многое из увиденного при отсутствии веской на то причины;
  • посещение магазинов или их отделов, которые не имеют никакого отношения к вашим потребностям и к вашему образу жизни;
  • постоянные обсуждения своих покупок с подругами и знакомыми, отсутствие интереса к другим темам;
  • изобилие приобретенных вещей, которые остаются неиспользованными;
  • полное удовлетворение и душевный подъем в период шопинга;
  • настойчивое неодобрение вашим ближайшим окружением совершенных вами покупок;
  • при уличении вас в чрезмерных неоправданных тратах вы начинаете скрывать факт покупок и занижать истинную их стоимость.

Личностные типы шопоголиков

Шопоголик фанатичный – тот человек, который испытывает непреодолимое пристрастие не только к приобретению товаров в магазинах, но и неудержимое желание обсуждать новинки и модные тренды.

Если при этом важно купить побольше и подешевле, а также, если качество интересует в меньшей степени, нежели количество, то перед вами шопоголик деловой.

Шопоголика равнодушного занимает не та или иная покупка и владение ею, а скорее, сам процесс шопинга: предвкушение похода по магазинам, прогулки по залам с товарами, выбор новых покупок, их приобретение, последующее наслаждение купленным, но, к сожалению, непродолжительное время.

Шопоголик эмоциональный, отправляясь в магазин за одним платьем, возвращается с множеством пакетов в руках, в которых найдутся туфли, юбка, шарфик, браслет, серьги, заколка… И что-нибудь из белья. Такое обилие покупок захламляет жизненное пространство, загружает его ненужными вещами и, что самое удивительное, не приносит длительного удовлетворения, ради которого приложено столько сил.

Обратите внимание! Именно иллюзия свободы поступать, как хочется, избалованность с корнями из детства, неудовлетворенность при дефиците внимания, адреналин в качестве приятного стресса – все это «подсаживает» на шопинг.

Борьба с шопоголизмом

Для тех, кто понимает, что «спасение утопающего – дело рук самого утопающего», будут полезны наши советы. От навязчивого состояния можно избавиться самостоятельно только честно признав факт зависимости от своих сомнительных желаний.

  • Пошаговые меры борьбы с шопоголизмом приблизительно могут выглядеть так:
  • Составьте план покупок на месяц с учетом своих финансовых возможностей.
  • Перед посещением магазина составьте список крайне необходимых покупок.
  • Отправляясь в магазин, возьмите с собой только необходимую сумму в соответствии с составленным списком покупок.
  • При возникновении острого желания что-либо купить, перенесите этот пункт в список следующего месяца.
  • Регулярно анализируйте список покупок, отмечая совершенные спонтанно.
  • Не устраивайте себе экскурсии по торговым сетям, в особенности по элитным магазинам с дорогостоящими товарами, где цену чаще всего определяет не только качество вещей, но в большей степени их бренд.
  • Расставьте жизненные приоритеты, займитесь самооценкой, сделайте для себя вывод – что возвысит вас в собственных глазах.

Чем опасен шопоголизм

Трудно оспаривать тот факт, что хождение по магазинам – тяжелый труд, и не только потому, что приходиться много ходить пешком. Как оказывается, это занятие в конечном итоге отнимает не только физические, но и моральные силы. Разорительный недуг – шопоголизм – способен безвозвратно отобрать:

  • деньги,
  • силы — физические и моральные,
  • драгоценное время.

В итоге есть угроза наступления материального и духовного разорения в сопровождении с глубокой депрессией и утратой жизненных ценностей.

Обратите внимание! Шопоголизм давно признан опасным. Это психологическое заболевание чаще наблюдалось за рубежом. США признают родиной шопоголизма. На постсоветском пространстве в нем было заподозрено лишь 3% покупателей. Сегодня зависимость от шопинга сравнивают с привязанностью к алкоголю, к сильному наркотику героину, с зависимостью от игровых автоматов.

Масса покупок, неподкрепленных необходимостью в них, с последующим поиском оправдания себя и своего поведения – явные признаки шопоголизма. Как и от всякой болезни, от шопомании можно и нужно избавиться, если вовремя признать и сам недуг, и важность избавления от него. И тогда новые краски заиграют в вашей жизни. Она приобретет новый смысл – позитивный и здоровый.