— Марина, вы не впервые играете исторического персонажа. Я помню вашу работу в сериале «Звезда эпохи», где вы сыграли Валентину Серову, а здесь, конечно, масштаб личности еще серьезнее. Как вы восприняли предложение сыграть императрицу Екатерину и не давила ли на вас ответственность?
— Я считаю, что эта роль является подарком и такую многогранную личность, которой являлась Екатерина Великая, не отказалась бы сыграть ни одна актриса. Я изначально понимала, что образ Екатерины есть в сознании любого российского гражданина, и уж тем более у людей, которые изучали историю. Но у каждого из них в голове — своя Екатерина, поэтому я не могла угодить всем. Мне важно было создать своего персонажа, зарождение и становление личности которого происходило бы на глазах у зрителя. Мне интересно, какой она была в период, который мы экранизировали, — от ее приезда в Россию до коронации. В определенной степени мне предоставили творческую свободу, и потом, мы снимали не документальное кино, а все же художественное произведение. В какой-то степени это сказка по мотивам жизни великой женщины. В фильме есть исторические факты, которые переплетаются с «историческими неточностями», логично вплетенными в сюжетную линию сценария. Но все персонажи, конечно же, были в ее жизни, и она прошла нелегкий путь для того, чтобы стать императрицей.

— Как вам удалось проникнуть в ее внутреннее состояние, чтобы понять, как зарождался ее характер? Пришлось перечитать много литературы?
— Я прочитала много литературы, но потом от этого отказалась. Книги дали мне определенное ощущение эпохи и обстоятельств, в которые она была погружена, но у меня все равно были сценарные рамки, в которых жил мой персонаж. Поэтому если бы я пыталась в наше художественное произведение вставлять те или иные факты или эмоции, которые она переживала, это шло бы вразрез с образом, придуманным сценаристом.

— Насколько Екатерина открылась для вас по-новому по сравнению с теми знаниями о ней, которые вы получили в школе?
— Я изначально достаточно много знала об императрице, все-таки я петербургская девушка, росла среди тех архитектурных памятников, которые были построены в ее эпоху. Конечно, для меня открылись какие-то новые тонкости и нюансы, которые я узнала, прочитав ее собственные дневники и воспоминания современников. Но во все это я привнесла свои собственные мысли. Например, сделала для себя ее альтернативный дневник, состоящий из писем к Петру. Полет творческой фантазии, и это было очень круто. Такого дневника на самом деле не существовало, но это помогло мне создать ее внутренний мир, чувства и мысли, что потом удалось воплотить на экране.

— Я думаю, вам очень помогли войти в образ и исторические костюмы, частично доставленные из Европы. Там очень сложные платья, которые, наверное, непросто носить?
— Это были платья невероятной красоты, и я себя очень гармонично себя в них чувствовала. Я, наверное, человек прошлого, и когда играю каких-то исторических персонажей, мне комфортно. Я очень благодарна нашей съемочной группе, с которой мы прожили бок о бок какой-то период времени. Эти люди стояли за моей спиной, оберегали, холили и лелеяли и продумывали каждый мой образ в каждой сцене. Я понимала, что даже цвет платья или какая-то отдельная его деталь играют определенную роль. Все это мы обговаривали до съемок. Неоднократно встречались с художницей по гриму, которую тоже зовут Марина, придумывали прически, подбирали украшения, смотрели, что мне идет, а что нет, и искали какой-то компромисс, который давал бы мне и ощущение исторической эпохи, и не мешал бы работать в кадре. Меня окружала одна из лучших команд в моей жизни, с которой я работала, и блистательный оператор Максим Шинкоренко, который создавал образы невероятной красоты и очень точно передавал какие-то психологические моменты. Я получила какое-то невероятное ощущение, будто во мне действительно произошло какое-то перерождение, и я по-новому ощутила свое актерское естество.

— Не оставили себе на память какую-нибудь деталь реквизита или костюма?
— Нет. Но на память каждому члену съемочной группы я сделала монетку с надписью: «От Екатерины-Марины». А они, в свою очередь, приготовили мне сюрприз — в последний съемочный день нарядились в футболки с моей фотографией. Я пришла на площадку и ничего не заметила, потому что все были в пиджаках и куртках. А потом в какой-то момент они их расстегнули, и я увидела там футболки с моим портретом. Это было очень трогательно. Я до сих получаю много откликов на этот сериал, да и на улицах меня останавливают многие люди и спрашивают: «Скажите, а продолжение будет?..»

— Часть съемок проходила в старинных чешских замках. Какая атмосфера ощущается внутри этих зданий?
— В Чехии невероятное количество красивых замков, которые находятся в частном владении. С одной стороны, у владельцев трепетное ощущение к этим зданиям как к своим, а не как к государственным. С другой, они с удовольствием идут на уступки: мы валялись там в старинных кроватях, умывались с кувшинами, смотрелись в зеркала, которые принадлежат той эпохе. Нам очень хотелось окунуться в то время. Правда, там нет центрального отопления, поэтому в комнатах очень холодно. Не только полы, но и все экспонаты, картины, портьеры — просто ледяные. Тем более, мы снимали в марте-апреле, поэтому согреться было достаточно тяжело.

— Вы там, кажется, даже про утреннюю пробежку не забывали?
— Нам очень повезло, мы жили чуть ли не в самих замках. Совсем неподалеку была гостиница, и мы фактически выходили из одной двери в другую. У каждого замка был свой парк — они там сумасшедшей красоты, где-то они более облагорожены, где-то натуральные. И вот в одном из таких диких парков как-то с утра на пробежке я встретила оленей, а в другом за мною бегали зайцы. А на площадке у нас вообще входили в кадр павлины, и все это только благодаря тому, что за этими парками должный уход и забота.

источник