Что делать при потере трудовой книжки? Ответ, в общем-то, лежит на поверхности – конечно же, восстанавливать. Но кто должен заниматься данной процедурой – работник или работодатель? Для решения этого вопроса надо определить, в какой момент была утеряна трудовая книжка:

• Пока владелец трудовой книжки работал на предприятии и документ должен был храниться у работодателя;

• Когда владелец трудовой книжки уволился и получил от работодателя все свои документы.

Первый вариант. Допустим, трудовая книжка потеряна в тот период, пока работник был официально трудоустроен.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О трудовых книжках» от 16.04.2003 N 225 (в редакции от 19.05.2008), пока работник официально оформлен на предприятии, ответственность за хранение трудовых книжек несет работодатель.

Трудовая книжка должна храниться в надежно защищенном месте. Для надлежащего учета трудовых книжек кадровая служба обязана вести приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, а также книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Выдавать трудовую книгу на руки в процессе работы можно только в исключительных случаях, например по запросу Пенсионного Фонда РФ. В остальных ситуациях работодатель может отдавать только выписку из трудовой книжки, то есть — заверенную копию.

Таким образом, если трудовая книжка была утеряна в тот период, когда его владелец работал на предприятии, ответственность за восстановление документа несет работодатель. Данное положение действительно даже в том случае, если трудовая книжка была выдана работодателем неправомерно, и ее потерял сам же работник.

Оплачивать все расходы на восстановление документа должен работодатель.

Второй вариант. Трудовая книжка потеряна в тот период, когда ее владелец числился безработным.

В соответствии с пунктом 31 Постановления Правительства РФ «О трудовых книжках», «лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления».

При оформлении дубликата трудовой книжки, предыдущий работодатель должен внести:

• Сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами;

• Сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.

Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.

При выдаче документа работодатель вправе взыскать с работника соответствующую плату, включающую расходы на приобретение бланка трудовой книжки.

В теории все просто, но как происходит дело на практике?

Люди не всегда имеют возможность восстановить потерянные трудовые книжки с помощью нынешнего или предыдущего работодателя. Причин для этого может быть множество и наиболее распространенная их них – исчезновение одной или даже нескольких фирм. Это может быть и банкротство, и продажа организации с целью ее ликвидации и просто пропажа компании-однодневки.

В таких случаях работник полагается на свои силы и восстанавливает книжку самостоятельно. Сделать это можно:

• Обратившись ко всем предыдущим работодателям и получив письменные подтверждения стажа;

• Обратившись в Государственный архив тех городов, где зарегистрированы предыдущие работодатели. Если фирмы были официально ликвидированы, то архив выдаст справки о том, когда и сколько работал заявитель в данных фирмах;

• Обратившись в Пенсионный фонд с запросом о своем стаже. Каждый работодатель обязан регистрировать трудовые договоры в ПФ РФ, поэтому фонд может предоставить необходимую информацию о стаже работника. Данные сведения предоставляются бесплатно в течение десяти дней после обращения заявителя (Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»);

• И, наконец, – обратившись в суд. На основании искового заявления суд сможет направить запросы в соответствующие госорганы и структуры и получить необходимую информацию.

А если опыт работы у вас был небольшой, просто оформите новую трудовую книжку, и не мучайте себя бюрократическими процедурами. В конце-концов, пенсия сейчас зависит не от трудового стажа, а от пенсионных отчислений, и если вам не более 30 лет, то трудовая книжка (или ее отсутствие) на размер будущей пенсии не повлияет. Повлияет на нее лишь то, какие отчисления вносились на ваши счета в Пенсионном Фонде.

Источник: www.kreuzmarine.com