Так часто мы слышим, что клиент всегда прав! Если вы работаете в отделе продаж или поддержки продаж, эта фраза должна находиться у вас в рамочке под стеклом на рабочем месте и в голове, как «Отче наш». Вот только через некоторое время работы с клиентом часто случается противоположная ситуация. Постараемся понять, как этого избежать.

Допустим, вы продавец. Каждый понедельник директор по продажам собирает всю вашу продажную команду – погрозить кнутом и поманить пряником, дабы в конце недели были подписаны новые контракты. Ты борешься за каждого клиента, как рыбка за жизнь, с целью получить бонусы в виде желанной денежной суммы. И вот клиент тебя отмучил, свои условия получил, но и ты, не будь простофилей, подписал заветный договор и выполнил план продаж. Денежки на карту поступили, работа кипит дальше, и тут начинается самое интересное.

Постепенно ты понимаешь, что условия были не такие выгодные, бонус (не такой большой) уже потрачен, а клиент никуда не ушел. Он продолжает получать свои условия договора, но при этом требует слишком много внимания, не со всем соглашается, ругается, пишет грозные письма и звонит боссу с жалобами на тебя. Крайняя вежливость с твоей стороны и соглашение со всеми его жалобами превращает тебя из принципиального человека, честного с самим собой, в yes-мена, которого ты в себе тихо ненавидишь. Все это ломает тебя, и работать не хочется.

На собственном опыте я сталкивалась с самобичеванием за yes-вуменство десятки раз, хотя и выработала несколько правил, которые помогают избегать нежелательных ссор с клиентом. В тех случаях, когда я их придерживалась, мои клиенты до сих пор живут и процветают, а в тех, когда шла на поводу того не знаю чего, приходилось расходиться с клиентом довольно быстро. Вот тот небольшой мой список правил, возможно, он поможет и вам:

1. Продавай только то, что самому нравится. Иначе сам себе будешь противен, работая с тем, что стыдно упомянуть в разговоре с друзьями по пятницам. Поверьте, мусоровозки тоже можно продавать круто. Большая часть, что ездит на наших улицах, западного производства. Они реально крутые, и бюджет на маркетинг у этих компаний хороший, и подход креативный. Это тоже может быть интересно, но только если нравится самому.

2. Обещай клиенту только то, что сам действительно не сможешь, а захочешь сделать. Если наобещаешь с три короба, опять себя невзлюбишь. Были случаи, когда из симпатии к клиенту я соглашалась делать такую ерунду, которую даже в школе не стала бы делать. Ведь вроде если я помогаю клиенту, он, может, и договор потом подпишет на большую сумму – позаниматься копипастом мне для него не сложно. Сложно! И договор он потом не продлит. Проверено уже.

3. Не занижай стоимость своей работы. Стоит столько-то, и точка. Цену себе надо знать и не менять ее. Иначе см. последствия предыдущих правил.

4. Спорь с клиентом и отстаивай свое мнение. Если клиент говорит настоящую ерунду, а ты как профессионал своего дела видишь это, скажи ему честно, что делать для него такое не будешь, потому что… это непрофессионально. Пусть сделают другие. И на них потом он будет ругаться, что не предупредили, вот так подвели. Делай свою работу профессионально всегда. Даже если это идет в разрез с представлениями клиента. Или не делай вообще.

5. Уходи красиво. Иначе клиент тебя будет презирать. Если ты пришел к клиенту первый раз красиво, наобещал горы золотые и с дифирамбами подписал заветный договор, то так же красиво и уходи. Даже если расторжение договора тебя совсем не радует. Земля круглая, клиент вернется. Может, не сам, а в лице тех, кому он тебя порекомендует. А может и сам, когда встретится ему на пути непрофессионал.

6. Клиент, который взял у меня мои идеи и не заплатил за них, получает от меня регулярные письма не с угрозами, что подам на него в суд, а с вопросами, как у него дела, получается ли реализовать мои идеи, может, могу чем-то помочь. Уверена, когда все эти идеи он реализует, придет ко мне за новыми. Но на этот раз ему придется их купить.

Если придерживаться данных правил в общении с клиентами или в выборе компании для работы, себя точно не возненавидишь, и клиента тем более.

С клиентом нужно дружить, как с другом из детства. Ты ему уже не рассказываешь подробности последних вечеринок или куда потратил всю зарплату, а вспоминаешь, как здорово было тогда и как здорово, что дружим до сих пор. Ты с ним дружишь на расстоянии, но любишь от этого не меньше.

С клиентом нужно вести диалог, как со второй половиной. Иногда немного забывая про него и не напоминая о себе, чтобы заскучал. Иногда врываясь к нему в офис в пятницу с суперпредложением без предупреждения только потому, что захотелось лично все рассказать и показать.

О клиенте нужно заботиться. Конечно, у него своя жизнь, свои заботы – семья, дети, отпуск, квартира и ремонт. Но ему тоже нужно личное пространство. Поэтому если иногда приглашать клиента на ужины в ресторане, боулинг или на шашлыки за городом, он оценит, что ты ухаживаешь за ним, даешь больше, чем просто партнер.

Вроде бы в этих правилах нет ничего нового. Все житейское, не раз написанное. Но работает, помогает и приносит прибыль. Не только финансовую, но и эмоциональную. И когда на дисплее телефона появляется фамилия-имя моего любимого клиента, а у меня обед или в это время я уже не в офисе, я с радостью поднимаю трубку.


Источник: ШколаЖизна.ру