Прием первый: уклонение от атаки
 
Если кто-либо из коллег начинает оказывать вам многочисленные знаки внимания — угощает конфетами или помогает донести документы до кабинета шефа, стоит задуматься — а в чем причина? И если, предположим, к остальному коллективу ваш сослуживец чуткостью не пылает, то ждите подвоха. Возможно, скоро он попросит вас сделать ему небольшое одолжение: разработать стратегию развития компании или написать годовой отчет — словом, то, что на прошлом совещании поручали ему.
 
Этот способ манипуляции происходит по схеме «ты мне — я тебе». Он ориентирован на то, что отказаться выполнить просьбу коллеги после предшествующего «дружеского» внимания вы не сможете.
Илья Шабшин, психолог-консультант, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке, говорит, что в данном случае манипулятор играет на чувствах вины и неловкости, возникающих у человека, которому были сделаны разные «приятности», вследствие чего он как бы становится должником.
 
Как защититься от такого внимания?
 
→ «В первую очередь уместен старый рецепт "Лучшее лечение — профилактика". Надо стараться не доводить до крайности и пресекать подобное на корню. Конечно, есть риск не суметь отличить просто добрые намерения от дальновидных действий манипулятора, поэтому лучше эти попытки отклонять максимально вежливо. И если все-таки такая ситуация уже имеет место, то нужно научиться оценивать как свои, так и чужие услуги. Если вы чувствуете, что вам уже сели на шею и пытаются устроиться поудобнее, честно задайте самому себе вопрос: "Действительно ли оказанные мне услуги стоят этого?"» — рекомендуетХельга Поливанова, психолог портала «Эльтуиция».
 
→ «Когда вам начинают оказывать повышенное внимание (что-то дарить, чем-то угощать, предлагать помощь и т. д.), разумно спросить себя: что происходит? для чего все это делается? как понимать такие поступки? Ответы могут быть разные: за вами могут ухаживать, стараться понравиться или пытаться манипулировать. Если знаки внимания вам неприятны, об этом можно вежливо сказать. Или же их можно принять с благодарностью, но без ощущения, что вы теперь человеку должны. А если такого чувства нет, то попытка вами управлять не будет иметь успеха», — добавляет Илья Шабшин.
 
Прием второй: раздельное питание
 
«Ой, так ужасно себя чувствую — проблемы в семье, давление уже неделю скачет, не знаю, как в таком состоянии отчетность сдавать...», — если с подобных высказываний кого-либо из сотрудников начинается ваш рабочий день, значит, вами явно пытаются манипулировать.
 
Игра на жалости или чувстве вины — вариант практически идеальный. Действительно, довольно сложно отказаться посодействовать коллеге, попавшему в сложную ситуацию. Тут просыпаются и корпоративный дух, и человеческое сострадание. Казалось бы, что такого — сделать пару раз за сослуживца работу, поддержать, раз у него такие обстоятельства! Но когда вам перманентно приходится выступать в роли Чипа или Дейла, спешащего на выручку, вероятно, стоит задуматься — нужно ли вам тратить на это собственные нервы и силы?
 
Хельга Поливанова говорит, что следует отличать помощь коллеге, оказавшемуся в беде, от попадания на «удочку» манипулятору: «Если коллега просит вас "прикрыть" его, потому что его супруга заболела и некому забрать ребенка из сада, это одно. Другое дело, если вы работаете за себя и за "того парня" уже полгода (то у него тетя приехала, то сына на хоккей нужно отвезти, то с женой скандал)».
 
→ «В приведенных примерах к деловым вопросам примешиваются эмоции, что затрудняет принятие решений. Соответственно, выход из ситуации в том, чтобы развести дела и переживания, отделить их друг от друга. Человека, который на что-то жалуется, можно внимательно выслушать, как-то отозваться, посочувствовать. А потом вернуть разговор в деловое русло: "Я тебя услышал, понимаю, что тебе нелегко, но отчет писать все равно надо"», — рекомендует Илья Шабшин.
 
Прием третий: адекватная самооценка
 
Вы — самый лучший сотрудник в отделе? Или, наоборот, плететесь в хвосте коллектива? Если на любой из вопросов вы ответили утвердительно, то, вероятно, вами манипулируют. Начальник при всех хвалит вас и ежедневно говорит, что вы — самый ценный кадр в организации. И, конечно, вы (как ключевой работник) тащите на себе весь отдел и работаете без выходных, чтобы соответствовать ожиданиям шефа. Или, напротив, вы уверены в собственных силах, но руководство намеренно принижает ваши заслуги, передавая якобы жалобы на вас от других подразделений компании. Это все чистой воды манипуляция.
 
Илья Шабшин считает, что на этот тип манипуляции «поведутся», скорее всего, только те люди, которые легко попадают под чужое влияние или слишком большое значение придают оценке себя со стороны других людей: «Эпитеты типа "лучший", "худший" — это вообще чрезмерное упрощение реальности, людей невозможно измерять по одной линеечке. В этом случае манипуляция направлена на нестабильную самооценку. Противостоять манипулятору просто: надо объективно себя оценивать, а чьи-то оценки воспринимать всего лишь как мнение другого человека».
 
Прием четвертый: профилактика
 
Инструменты манипуляции могут быть разными и распознать их сразу иногда не представляется возможным. Поэтому самый лучший способ лечения — это профилактика.
 
→ «Нужно понимать, что манипулятор — это человек, который играет на наших слабостях, даже когда они кажутся нам сильными сторонами, иными словами, на том, что для нас болезненно важно. Поэтому нужно знать, что нас цепляет, чтобы в идеале проработать это проблему с психологом, а как минимум — не демонстрировать ее окружающим. Не нужно стремиться к перфекционизму и быть во всем первым. Это не демонстрация лучших качеств, а проявление слабости. Человек, который работает за пол-отдела, вовсе не умница и лучший работник месяца, а, простите за сленг, осел, на котором эти пол-отдела едут в светлое будущие», — считает Хельга Поливанова.
 
→ «Профилактикой является устойчивая независимая самооценка человека, а также хорошее понимание себя, знание своих психологических особенностей, на которых мог бы сыграть манипулятор. В практическом плане большое значение имеет анализ уже произошедших событий: умный человек учится на своих ошибках. Манипулятор обычно использует одни и те же приемы, поэтому попавшись на его удочку один раз, нужно разобраться, как это получилось, почему манипуляция сработала и что нужно сделать в будущем, чтобы больше этого не повторилось», — рекомендует Илья Шабшин.
 
Анализируйте поведение окружающих, будьте уверены в собственных силах, а главное — не бойтесь обидеть коллегу или начальника отказом. Больше думайте о себе, тогда никакая манипуляция вам не повредит.
 
Источник: www.rabota.ru/