Как, впрочем, не получаешь и отказа от работодателя. И вообще непонятно: дошло твое резюме или нет?
 
Общительный рекрутер — плюс к репутации компании
 
Если вы отправляли резюме не с голубиной почтой, то оно, конечно же, дошло до адресата. Да, оно могло затеряться в недрах почтового ящика рекрутера (если у того плохо продуман и организован алгоритм работы с корреспонденцией и с откликами соискателей в частности). Но в этом случае вам, возможно, даже повезло — если у компании столь несолидно организована работа службы персонала, то и в дальнейшем от такого работодателя можно ждать неприятных сюрпризов. Это же касается и рекрутеров, которые не отвечают на отклики, потому что не видят в этом необходимости: раз кандидат, судя по резюме, не подходит. Экономя свое время, молчаливые HR-менеджеры, тем не менее, наносят непоправимый вред репутации компании: негатив со стороны отвергнутых без объяснения причин кандидатов накапливается, в том числе оседая на страницах сайтов, публикующих отзывы о работодателях.
 
Радомир А., менеджер по логистике, делится своими переживаниями: «Самое обидное, когда получаешь сообщение «Ваше резюме просмотрено». Уж лучше бы молчали дальше. Начинаешь чувствовать себя неудачником. Вот честно: намного приятнее было бы даже получить ответ: «Извините, но на данный момент вакансия закрыта». А вот это «просмотрено» — это какое-то неуважение! Не подошел вам человек — скажите ему, в чем дело. Он примет нужные меры: пройдет курсы, почитает нужную литературу. А вам будет благодарен за то, что задали его карьере нужный вектор развития!»

Маргарита З., редактор, рассказывает: «Я тогда была в самом начале строительства своей карьеры — наивная девочка из провинциального городка. С минимальным опытом работы. А резюме рискнула отправить в редакцию популярного столичного журнала. Мне перезвонили, пригласили на собеседование, предложили выполнить тестовое задание и обещали перезвонить в самое ближайшее время. И действительно перезвонили! Мы с девушкой-рекрутером очень мило побеседовали: она объяснила, что вакансию закрыли — выбрали соискателя, который просто раньше меня откликнулся на объявление, и перед тем, как распрощаться и пожелать мне дальнейших успехов в трудоустройстве, спросила: не буду ли я против, если меня внесут в кадровый резерв? Я тогда не очень-то и понимала, что такое «кадровый резерв», но ответила согласием — мол, вносите, конечно. И знаете, несмотря на то, что эта позиция досталась другому, у меня об этом издании и о людях, работающих в нем, сохранились самые теплые воспоминании. Я, кстати, очень быстро нашла неплохое место, обжилась там, набралась опыта. И уже потом до меня дошло: девушка из отдела работы с персоналом так долго возилась со мной, новичком, именно для того, чтобы у меня не опустились руки в дальнейшем. А ведь могла бы просто не перезванивать: у меня и опыта не было, и тестовое задание мною, вполне вероятно, выполнено было не блестяще. А вот такой, я бы даже сказала, человеческий подход дорогого стоит! Но это не конец истории! Через несколько лет мне… позвонили из редакции того журнала и пригласили на собеседование! И теперь я в команде!»
 
Трогательная история, да. Но, к сожалению, нечасто встретишь такое бережное отношение к соискателю. Выбрасывая в мусорное ведро резюме неподходящих кандидатов и не отвечая ни словом на их отклики, рекрутеры собственными руками лишают свою компанию глубины кадрового резерва. Взять, хотя бы, историю Маргариты З.. Кто-то может сказать: рекрутер уже по отсутствию опыта у кандидата могла понять, что та не подходит на вакансию в редакции популярного журнала. И вся эта кутерьма с приглашением на собеседование и с последующим телефонным звонком — пустая трата времени! Но посмотрим на это с другой стороны: рекрутер, прекрасно осознавая, что место достанется кандидату с опытом, тем не менее, приглашает на собеседование новичка, оценивает его потенциал, человеческие качества и вносит в кадровый резерв, понимая, что уже через год-другой данный соискатель «дозреет», обрастет опытом и будет полностью соответствовать требованиям работодателя. Главное, не потерять из виду потенциального сотрудника!
 
Молчание рекрутеров
 
Но вернемся к разговору о молчании рекрутеров. Как ни странно звучит, но большинство HR-менеджеров, не отвечающих на отклики кандидатов, молчат именно потому, что боятся… спугнуть соискателя. Они не отвечают ни «да» ни «нет», потому что вакансия еще не закрыта, не найден «тот единственный и неповторимый», и, в случае чего, всегда можно достать из папки одно из присланных резюме и, собственно, отозваться на него. То есть позиция такая: вы прислали резюме — ждите, возможно, вам и повезет! Да, некрасиво: соискатель находится в подвешенном состоянии, не знает — можно продолжать искать работу или ждать у моря погоды? Кроме того, в такой ситуации рекрутер может оказаться в роли охотника, погнавшегося за двумя зайцами: кандидат, не получив отклика на свое резюме и решив, что в нем не заинтересованы, благополучно трудоустроится в другую компанию, где умеют работать с персоналом более тонко.
 
Иногда же молчание рекрутера объясняется еще и тем, что ему приходится согласовывать кандидатуру соискателя с вышестоящим начальством, пытаясь втиснуться в его плотный график. Однако это не мешает HR-менеджеру предупредить кандидата, что его резюме в данный момент находится на рассмотрении у руководства, извиниться за задержку и попросить немного терпения. Тем не менее, рекрутеры безмолвствуют.
 
Что остается соискателю? Правильно: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». В нашем случае, достаточно звонка рекрутеру. Можно, конечно, и написать, но если он не нашел времени ответить на ваш отклик, то вряд ли и на письмо отзовется. А вот позвонить стоит. Тем более, что большинство работодателей даже приветствует этот шаг: им импонирует тот факт, что соискатель так хочет получить место именно в их компании.